Мы ценим вкус свободы!

Отчет о походе «Heroes Высокой Черногоры» автор Катерина Терещенко

Как можно писать о пешем походе (даже если топать пришлось по шести двухтысячникам) когда знаешь, что есть личности, которые по этим горам будут делать забег ..!?  опупеть — делать забег! нет, не так… ДЕЛАТЬ ЗАБЕГ В ГОРАХ!
Хотя, с другой стороны, были ли у этих марафонщиков АЖ целых два гида и музыкант,  ели ли они шикарный суп-пюре вечером у костра, читали ли им во время забега самый суровый рэп..?  Может, наша немарафонская команда тоже до героев дотягивает с таким набором:? В принципе, с «Героев» и началось мое путешествие — с игры, в которую символически рубились в поезде двое из моих спутников на ближайшие 6 дней… А как известно, как корабль  поход назовешь, так он и …

День первый. Женское лицо Карпат: саламндры, баба Валя и буренки
Итак, 6-дневный поход предусматривает собой покорение шести двухтысячников самого высокого горного массива украинских Карпат в пределах Закарпатской и Ивано-Франковской областей Высокая ЧорногораКарпаты, вчера, как и подобает, встретили нас дождем.

Эти зеленые человечки (ой, такое сейчас писать низЗя) — 20 отважившихся на восхождение людей — будут в ближайшие дни моей семьей. Некоторых я хорошо знаю, некоторых узнаю в течении похода, некоторых, кстати, еще лучше узнала после похода :) Инструктор, а он же и организатор похода, — Алексей Тимофеев, поговаривают у него 12 лет профессионального занятия туризмом, более 100 пешеходных и горных походов в разных уголках нашей страны, от Крыма до Карпат.

Но вернемся к нашим ба…команде :)

Для тех, кто в первый раз идет в горный поход, вчерашний вечер очень открыто как бы намекал: «Ребята, бегите до ближайшей ж/д станции — берите билеты до Львова».Но то ли ж/д станция находилась далеко, то ли с саламандрами не хотелось снова встречаться :)… утром на месте были все.

Еле пробивающиеся сквозь облака лучи солнца сутра помагают получше рассмтореть людей. Ну, да, как для похода, людей многовато, да и в гендерном плане — неравноценное соотношение: девушек всего лишь четыре. Но больше поражает другое: только я могла попасть в поход, где одновременно идут 8-летняя девочка и матерый альпинист, обошедший полмира.

Но после годовой разлуки с Карпатами я временами абстрагируюсь от людей. Подбегаю к каждому источнику, пытаюсь во всей встречающейся флоре и фауне найти прошлогодних «знакомых»

А мы тем временем начинаем набирать высоту. Идем в двух режимах: променад с рюкзаком недамской массы чередуется с частыми стоянками. Первым идет помощник Леши, приглашенный для такой многочисленной оравы дополнительный проводник из Тернополя Пан Володимир. Ему досталась приятная часть работы — он будет все 6 дней организовывать темп «слабого» пола.  Замыкает нашу «связку» сам Алексей (для ясности, «замыкающий» — это тот, в компетенции кого ждать отстающих, завязывающих шнурки, перекладывающих рюкзаки, ищущих на дне рюкзака леденцы и т.д. и т.п. :). Вот тебе и романтика пеших походов!Практикуются посиделки на манер анонимных алкоголиков  туристов, где каждый рассказывает, как пристрастился к пагубному горному  делу :)

Этот первый день запомнится еще встречающимися домиками пастухов. Наиболее предприимчивые продают вне цивилизации самые что ни на есть земные «радости». Но как можно купить сухарики/сникерсы, когда у нас на обед планируется такое чудо:

За 3 гривны баба Валя — хозяйка деревянного домика — нальет молока, за 5 — чаю травяного. А еще кроме хлеба может и зрелища предложить (за бесплатно)
По плану у нас сегодня ночевка недалеко от подножия горы Петрос. Но туда еще надо дойти, набор высоты сопровождается карабканьем под дождем на глиняную вертикальную тропу.
После непростого дня, добравшись до места ночевки, хочется скинуть рюкзак (как его ласково называют наши проводники — «слымак»), полежать, покушать наконец-то… но у погоды другие планы на нас

И все равно этот вечер оставил приятные воспоминания. Какой-то добрый человек оставил под деревом на нашей стоянке овощи, которые замечательно подошли для планирующегося на ужин борща. А потом были песни. Вот  так фартануло! — С нами идет музыкант, шансонье, как потом выяснилось, лидер достаточно известной группы. Песни пели вечные: «Чайфа», Цойя, «Чижа», а еще «Ленинграда», нецензурный хит которого наш маэстро Виталик мастерски сделал пригодным и для ушей нашего маленького представителя команды. Еще одной колыбельной на ночь был рэп, но о его исполнителе напишу в другом дне, пока я на него сержусь из-за неуд.дисциплины :)

День второй. Горно-гастрономический оргазм
Немного о быте нашего лагеря. По полаткам все рассредоточены по половому признаку. С моими соседками — Юлей из Запорожья и Ирой  из Харькова — мне, пожалуй, очень повезло жить вместе. — Девочки не храпят, всячески поддерживают меня  и демократично относятся к перманентному творческому бардаку в палатке.
О еде. Я не люблю готовить, не умею готовить и с ужасом представляла, как буду стоять у котелка в походе. Вчера мы ели борщ, сегодня обещают французский суп-пюре — везет, когда проводник еще ко всему прочему является поваром.  Я с некоторых пор придирчиво отношусь к выбору человека, который ведет меня по горам. Но гастрономические изыски, вечерние истории о былых походах и чудо-штаны сделали свое дело в отношении Леши :)

Туда-сюда — и мы уже вплотную подошли к первому двухтысячнику Петрос! Восхождение планируется без снаряжения, радиальный выход. Решаю не нарушать свою маленькую традицию — и вслед за альпинистом Игорем карабкаюсь со всей снарягой наверх.

Петрос хоть и ниже Говерлы метров на 40, но по технике восхождения на порядок сложнее. Говорят, что на Петросе часто бьют грозы, если собирается дождь — лучше не рисковать. Больше всего погибло людей на Петросе во время спуска в зимнее время года. Но сегодня все способствует успешному покороению — погода, нерастраченные еще от ходьбы силы. Каторга длится чуть более часа. Наверху меня уже встречает Игорь и компания из трех вуйкив, с которыми я радостно разделяю флягу с коньяком.

Практически все из команды отмечают как сложность, так и красоту Петроса (даже 8-летняя Ульяна). В первые дни для еще плохо аклиматизированных организмов Петрос, пожалуй, будет стрессом. А что делают со стрессом? — Правильно, заедают!Из двух альтернатив насчет наших последующих действий: продолжать восхождение либо заночевать в ближайшем приюте Карпатского биосферного заповедника — угадайте, какой победил?А теперь — свободное время. Инструктор предлагает всем неуставшим взойти на Говерлу, пока он будет готовить очередное кулинарное чудо. Погода хоть и не располагает, но одно место на теле  оооочень жаждет приключений.

«Говерла — самая высокая точка Украины. Является туристическим объектом. При хорошей видимости на севере можно увидеть города Ивано-Франковской области: Ивано-Франковск, Коломыю и Снятин, а в южном направлении — румынский город Сигету-Мармацией».

Проверить эту информацию из туристического справочника нам в этот раз не удалось — накрапывал дождь, а непроглядный туман закрывал все, что находилось на расстоянии от 10 метров. Народу, как всегда, много. Больше пафоса вокруг этой вершины, как по мне.

А, вот, легенда о названии высочайшей горы красивая. Якобы парень по имени Прут полюбил дочь Царя гор Говерлу. Любовь молодых людей была не по душе отцу девушки, и он превратил ее в высокую снежную вершину. Единственным условием вернуть любимую стало для Прута успеть взойти на эту вершину до восхода солнца. Естественно, Прут не успел выполнить задание, сел на пенек и заплакал (среди мужиков и тогда ранимые представители встречались :). С тех пор в тех местах находится гора Говрла, возле которой течет река Прут.
На такой романтической ноте мы спускаемся с Говерлы к нашему приюту. Завтра нас ждет озеро Несамовите — там тоже есть свои легенды.

День третий. Без гор
За ночь количество желающих спрятаться в приюте от дождя прибавилось.

А у нас первые потери. Трое героев сходят с маршрута — маленькая Ульяна и ее родители. Большинство считают это решение разумным. Я бы тоже присоединилась к этому мнению, так как для маленьких детей есть более подходящие маршруты. Но мне все равно грустно — я успела привязаться к девочке (видимо, материнские инстинкты просыпаются:).

Но, как говорится, клин клином вышибает. Объектом моих постоянных вопросов и эмоций становится пан Володимир. Отличный человек, проводник, который собаку съел на  походах в Карпатах . Будь он чуть помоложе, ух, я бы с ним сходила в поход! Шучу, конечно, хотя совместные выходы в горы мы уже планируем.

Долгоиграющий, затяжной путь до нашей сегодняшней конечной цели — оз. Несамовите — разбавляет повторяющийся каждые 10 минут диалог:
— Пане Володимиииииииииир!
-Йя!

В том году тут было холодно, и дров практически не было. Но наши мужчины непостижимым для меня образом притащили связки поленьев, добытые из низкорослых можжевельников.

Пока готовится ужин, мой взор прикован к озеру.

Озеро ледникового происхождения, максимальная глубина — 1,5 метра, температура воды -100 градусов :))

Челябинские харьковские мужики настолько суровы, что  прыгают в Несамовите сразу с ледорубом)))))  Наши харьковские ребята — рэппер  Славик и Олег, который доктор, — на зависть мне пошли купаться в холодные пучины Несамовитого.  А я вспоминаю свой прошлогодний заплыв и агитирую самых смелых на завтра.

День четвертый.

Жаворонка во мне не придушить даже в горах. Просыпаюсь с петухами, ну или кто тут водится)

После бессмысленных бродилок возвращаюсь «домой». Была команда — опертивно собиратьсяНо в озере  мы с моим френдом Лехой все-таки купаемся и практически не околеваем. Завтракаем, собираем палатки, играем в полюбившуюся игру «Кто несет котелок?»

Неподалеку от Несамовитого находятся хребты Большие и Малые Козлы, которые как бы намекают, кем можно стать в горах, не слушаясь дядю инструктора. По пути как семечки щелкаем три двухтысячника — Ребра, Гутин-Томнатик, БребенескулНакопившуюся усталость каждый сублимирует по-своему. Например, так:

Сегодня у нас ночевка планируется в одном из самых красивых мест. Представьте себе руины какого-то старого пограничного сооружения, расположенные на красивой горной долине, где неподалеку протекает то ли речка, то ли ручей.

Если бы так случилось, что в походе у нас, тьфу-тьфу-тьфу, не осталось продуктов, с голоду мы мы бы 100% не померли. На этой стоянке очередной добрый человек оставил съестные припасы. Нашим «уловом» сегодня была целая пачка морковки — не просто целые корнеплоды — а в виде салата ПО-КОРЕЙСКИ! В пользу голодающих еще один добрый человек — местный путешественник Богдан — угощает нас вкусняшками.

Сытые, довольные мы планируем наш завтрашний маршрут. Я всячески намекаю инструктору Алексею посетить кроме г. Поп Иван, еще и гору Смотрич, хребет Вухатый камень. Наивная! Думала ли я тогда, какие испытания нам готовит Поп Иван.

День пятый.
Найдите 10 отличий между этими двумя картинками. Первая сдела в июне этого года, вторая — в этом же месяце только год назад.

О последнем двухтысячнике Поп Иван мы начали говорить еще в поезде по пути в Карпаты. Все жаждали увидеть самую высокогорную обсерваторию Украины, полежать на розовых коврах рододендрона (Червоной Руты), устилающих вершину горы. А тут такой облом — ни единого признака былого цвета.

День, кстати, видимо, не задался с самого утра. Один из самых творческих представителей нашей команды — музыкант Виталий заболел. Но, к слову, также творчески вышел из ситуации. Всякие там «Halls» и «Tic-Taс» отдыхают по сравнению с хэнд-мейд леденцами,сделанными им на костре.

Подсказал альпинист: «Чтобы обувь оставалась сухой, просто не надевай ее» :)

Буквально у подножия горы нас застает ливень, все, и я в том числе,  начинаем проклинать двухтысячник, обсерваторию, их историю. Мы с Леной из Харькова «соображаем на двоих»  и поем, что есть мочи солнечные песни.

А потом начался ужас-ужас. Спуск назад я или буду помнить всю жизнь, либо забуду навсегда, ибо человеческой памяти свойственно вытеснять подобное. Эльбрус в непогоду отдыхает по сравнению  с теми скользкими огромными валунами, по которым мы прыгали как прутконогие лани. Погода да и рельеф за пару часов менялись также быстро как настроение у моего бывшего начальника. Единственное, что останется в памяти, это помощь, которую наши мужчины оказывали на спуске (мне в том числе). Такие испытания, как по мне,  очень серьезно влияют на команду
Место нашей последней ночлежки оказалось сказочным — поляна возле леса, на которой растет уйма чабреца, земляники  и снуют огромные улитки (одну мы даже попробовали — сбылась мечта идиотки:). Именно здесь мы встретили ребят, организующих тот самый Черногорский марафон. Тогда я чуть не лопнула от зависти и еле сдержала себя напроситься к ним. Но сегодня, спроси меня, кого бы я выбрала для времяпровождения в Карпатах — марафонцев или 20 абсолютно разных, но таких родных ребят, собранных Алексеем из разных городов Украины, — мой выбор пал бы на последних.